Образовательные стандарты и требования

Функционирование современной системы образования в РФ выстроено на базе государственных нормативов. Учитывая, что работа заведений, ведущих основную учебную деятельность, регулируется строгими стандартами, возникает закономерный вопрос, есть ли ФГОС дополнительного образования? Применительно к предпрофессиональному, но не общеразвивающему направлению можно говорить о единых государственных требованиях, никакие федеральные стандарты в этой сфере не действуют – так же, как нет ФГОС и в области дополнительного профессионального образования.

Источник: https://edunews.ru/additional-education/info/fgos-dopobrazovaniya.html
© edunews.ru

Государственные стандарты дополнительного образования.
В Государственном стандарте дополнительного образования определены государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам. Минимум содержания определяет объем теоретических знаний необходимый для профессиональной деятельности. Уровень подготовки включает умения и навыки, которые получает выпускник в ходе изучения учебных дисциплин.

Государственные стандарты дополнительного образования утверждаются министерством образования и науки. Разработан в соответствии с положениями федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, типового положения «Об образовательном учреждении дополнительного образования», а также положений других нормативных правовых актов.
Положения государственного стандарта дополнительного образования подлежат обязательному применению всеми учреждениями дополнительного образования, которые расположены на территории Российской Федерации и реализуют программы дополнительного образования.

Государственные стандарты дополнительного образования предусматривают включение всех образовательных программ, например, для повышения квалификации госслужащих. Для повышения квалификации и профессиональной подготовки устанавливаются
образовательные программы четырех видов:
– краткосрочные программы повышения квалификации объемом от 72 до 100 часов;
– среднесрочные программы повышения квалификации от 100 до 500 часов;
– программы профессиональной подготовки объемом от 500 до 1000 часов;
– программы дополнительного к высшему образованию.

Государственные стандарты дополнительного образования обеспечивает содержанием указанные программы. Для реализации образовательных программ дополнительного образования установлены сроки непрерывного обучения: от двух до шести недель и от шести недель до шести месяцев при повышении квалификации. При профессиональной подготовке от трех до шести месяцев с отрывом от производства и от шести месяцев до двенадцати месяцев без отрыва от производства.

Государственные стандарты дополнительного образования определяют требования к образовательным программам дополнительного профессионального образования, требования к образовательным учреждениям, которые реализуют программы дополнительного образования. За исполнением государственного стандарта дополнительного образования установлен государственный контроль, который осуществляет федеральный орган управления образованием за несоблюдением требований государственного стандарта к образовательному учреждению, применяются санкции, которые установлены федеральным законом «Об образовании».

Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения
1. Проблемы и ошибки интеграции общего и дополнительного образования при переходе на ФГОС общего образования.
2. Что может дать дополнительное образование для реализации ФГОС общего образования?
3. Новые условия в дополнительном образовании для участия в реализации новых стандартов

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая необходимый уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка).

Главный механизм построения системы непрерывного образования в рамках сферы культуры, созданной обществом к данному моменту человеческого развития – соединение и развитие возможностей общего, дополнительного и профессионального образования, сохранение всего лучшего и развитие на его основе новых интегративных возможностей. При этом стандарты общего и профессионального образования должны быть не только преемственны, но и дополняться возможным и доступным спектром дополнительного образования, которое в идеале должно перекрыть все поле культурного наследия за пределами областей знаний, определенных стандартами. Конечно, современное дополнительное образование детей пока не отвечает этим требованиям, но перспективы развития есть, разумнее не рушить его, а сохранять лучшее и развивать в рамках современных требований. В основе новых стандартов лежит общественный договор как тип взаимоотношения между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере должен реализовать права человека и гражданина на образование. Главный принцип ФГОС общего образования – принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. Инновации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа).

Вариативная часть основной образовательной программы на каждой ступени образования может быть обеспечена за счет построения нескольких пространств взаимодействия (по Е.Б. Евладовой):
– пространства взаимодействия общего и дополнительного образования – интегрированные уроки (урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт); элективные курсы; совместная проектная деятельность и др.;
– пространства взаимодействия общего образования и внеурочной работы: предметные кружки; факультативы; школьные научные общества и др.;
– пространства взаимодействия дополнительного образования и внеурочной работы: фестивали, праздники, концерты, выставки, смотры и другие массовые мероприятия.

Именно в рамках этих пространств возникает возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка.
Другой особенностью новых стандартов является то, что к числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
– личностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностносмысловые установки выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
– метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
– предметные результаты освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Достижение планируемых результатов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС на ступенях начального, основного и среднего (полного) общего образования, становится возможным при обеспечении единства урочной
и внеурочной деятельности, доступности содержания общеобразовательных дисциплин и произведений искусства, периодической литературы, публикаций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России;
истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
жизненного опыта родителей; общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания. Следовательно, необходимо обеспечить интеграцию общего и дополнительного образования.
Существуют следующие основные проблемы и ошибки интеграции общего и дополнительного образования при переходе на ФГОС общего образования:
– не изучается заказ детей и родителей на дополнительное образование, не учитываются их пожелания при составлении вариативной части базисного учебного плана школы;
– нарушается принцип свободного выбора ребенком вариативной части базисного учебного плана школы и внеурочной деятельности. (Как сказали мои коллеги в одном из
регионов, «вместо того, чтобы открыть ребенку для свободного выбора дверь, ему открывают только форточку»);
– отсутствует единая база занятости детей в дополнительном образовании, не отработана координация занятости ребенка во внеурочное время, не учитывается уже состоявшийся выбор ребенком занятий в УДО или учреждениях культуры, спорта и т.д.;
– имеют место перегрузки детей;
– реализация ФГОС замыкается в стенах школы, класса, в необорудованных помещениях;
– «местнические» интересы руководителей школ: разрабатываются учебные планы и программы общего образования, реализации ФГОС без участия УДО;
– взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей (УДОД) сводится только к реализации внеурочной деятельности, хотя пространства взаимодействия могут быть намного шире;
– организация дополнительного образования в школе доверяется непрофессионалам, а, следовательно, обеспечивает низкое качество образования;
– не определены условия финансирования внеурочной деятельности.

Анализ проведенных проблем и ошибок интеграции общего и дополнительного образования при переходе на ФГОС нового поколения в рамках многих экспериментальных площадок, показал, что наработанный опыт не только не обеспечит его реализацию в заданных требованиях (вариативный выбор, доступность и качество образования), но и может отбросить дополнительное образование на несколько лет назад, понизить его качество и авторитет.

При этом дополнительное образование может много дать школе для реализации новых стандартов, а именно:
– возможности интеграции, как более мобильная часть системы образования, обеспечивающая дополнительность целей, содержания, форм организации образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и социальным заказом;
– возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;
– специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и др.);
–материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;
– открытие ресурсных центров по разным направлениям реализации ФГОС;
– изучение и формирование социального заказа на образование, что в свою очередь позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования;
– методическую поддержку процессов интеграции общего и дополнительного образования, реализации индивидуальных маршрутов, достижения метапредметных и личностных результатов и др.;
– уникальные педагогические технологии развития творческих способностей, профильного образования и др.;
– образец построения нового стиля (субъект-субъектного) отношений, тьюторского сопровождения образования, фасилитации и др.;
– возможности поддержки разных одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья);
– возможности работы в социуме, социального творчества детей;
– организацию каникулярного времени детей;
– возможности духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского самоуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений среды и др.

Чтобы встроиться в новую систему отношений, соответствовать новым требованиям стандарта, в самом дополнительном образовании должны, произойти изменения. В системе дополнительного образования детей необходимо создать следующие новые
условия:
– широкое обсуждение ФГОС общего образования в коллективах учреждений дополнительного образования детей, поиск вариантов включения УДОД в его реализацию, поиск новых возможностей обеспечения преемственности образования,
усиления личностной ориентации, комплексности, творческой, практической и социальной составляющих содержания общего образования в условиях перехода к непрерывной системе образования, соответствующей новым ожиданиям заказчиков
образованию;
– организация системы повышения квалификации руководителей и педагогических работников УДОД в вопросах реализации ФГОС нового поколения: разработка программ, проведение семинаров, мастер-классов и т.п.;
– развитие процессов интеграции с общим образованием, сетевого взаимодействия, разработка новых механизмов, процедур, технологий взаимодействия общего и дополнительного образования в условиях реализации ФГОС общего образования
(интегрированных образовательных программ, программ внеурочной деятельности, совместных проектов, форм сотрудничества и др.);
– совершенствование нормативно-правовой базы реализации ФГОС общего образования в части взаимодействия общего и дополнительного образования (положений, инструкций, договоров, локальных актов и т.д.), в т.ч. с учетом повышения оплаты труда работников образования;
– новые требования к программам дополнительного образования в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, особое внимание интегрированным программам, ориентированным на получение предметных, метапредметных и личностных и
результатов, программам дистанционного обучения и др.;
– повышение качества дополнительного образования, внедрение системы менеджмента качества, больше внимания качеству процессов, мониторингу результатов;
– создание новых условий для построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, получения ими личностных и метапредметных результатов, формирования универсальных учебных действий;
– изменение позиции педагога дополнительного образования и школьного учителя в вопросах построения образовательного процесса, больше внимания технологиям интеграции;
– обеспечение большей гласности и открытости в системе дополнительного образования детей;
– развитие маркетинговой деятельности – изучение социального заказа на дополнительное образование, механизмов формирования заказа, рекламы деятельности, разработка предложений и т.д.;
– развитие методического взаимодействия в вопросах совместной реализации ФГОС – методические объединения, межучрежденческие кафедры, лаборатории, мастерские и т.д.

Таким образом, реализация ФГОС общего образования должна стать инструментом правового регулирования отношений в образовании и требуют разработки вариативных организационно-правовых моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования, поиска новых механизмов, процедур, технологий организации воспитания и социализации обучающихся, совершенствования нормативноправовой базы, позволяющей сохранить достоинства каждого из типов образования и создать условия для системы непрерывного общего образования.